четверг, 22 ноября 2012 г.

Money mourning


Как-то случайно попал по телевизору на программу, где убелённые сединами люди час обсуждали животрепещущую тему современности: можно ли купить счастье за деньги. В очередной раз поразился тому, насколько ограничено восприятие даже хорошо образованных и имеющих богатый жизненный опыт людей, и как предсказуема, примитивна и декларативна аргументация обеих сторон. Проблема даже не в том, что можно или что нельзя купить в процессе жизни, а в непонимании самой сути денег как социального инструмента.
Деньги - это прежде всего инструмент для взаимодействия личности с социумом, т.е. существует конвенция, по которой труд человека измеряется в определённых условных единицах кредита, который он выделяет социуму, выплачивающему ему потом эту сумму трудом других. Очевидно, что в условиях слабой социальной связности и низкой функциональной специализации групп населения наличие такого специализированного инструмента не столь важно (во многих случаях вполне хватает бартерного обмена), однако при развитии цивилизации потребность в простом механизме измерения трудозатрат по некоей абстрактной шкале стала расти экспоненциально. Если поначалу ценность денег была более-менее привязана к стоимости материальных ценностей и труда, то с развитием финансово-банковского сектора и радикального улучшения связности в общемировых масштабах за последние несколько сотен лет система измерения превратилась в систему заработка. Это привело к тому, что в современных условиях люди хоть и понимают сущность кредитования в финансовой сфере, и привыкли к денежным взаимоотношениям внутри социума, но совершенно не замечают основную проблему сего процесса: объективно кредит личности социуму трудом за деньги имеет отрицательный процент дивидендов. :)
Деньги - очень опасная абстракция, поскольку человеческая психика с большим энтузиазмом относится к любым средствам упрощения взаимодействия с окружающим миром путём снижения вариативности решений и методов, а деньги - это фактически очень удобный и представляющийся универсальным критерий оценки доминантности в социальной среде. Сравнение и целеполагание по единому, достаточно стабильному критерию-вектору, - это настолько лакомый фетиш для сознания, что подавляющее число людей, ведущих активную социальную жизнь, волей-неволей оказываются в его власти. При этом конкуренция непрерывно растёт, поскольку количество людей, поддерживающих подобную парадигму развития, неуклонно увеличивается; вместе с этим растут трудозатраты отдельных личностей на борьбу со всё более многочисленной толпой, пытающейся их обогнать на пути к заветному золотому телёнку, а кредит трудом социуму - не очень выгодная штука. В сфере поведенческой экономики даже есть такой термин - money illusion, денежная иллюзия, - свойство людей более ориентироваться на абстрактный номинал денег, а не на их покупательную способность. Человек обычно намного легче принимает решения, оперируя абстракциями, нежели реальными вещами (именно поэтому фондовые рынки часто существенно ближе к игре в покер, чем к холодному рассчёту, принося волатильность и нестабильность на волне смены настроений игроков), в результате чего и берутся нереалистичные кредиты, идёт торговля деривативами, клиенты и покупатели вводятся в заблуждение ради риска и т.п., Деньги - лишь одна из подобных абстракций. Даже такой незначительный уровень абстрагирования, как переход с бумажных денег на кредитные карты, способен существенно изменить осторожное отношение человека к тратам - что уж говорить о прямой миграции оценки собственного труда в область денег. :)
То, что сегодня происходит с общемировой финансовой сферой, к сожалению, также рассматривают совершенно не с той точки зрения, с которой эту проблему можно корректно оценить (либо, по крайней мере, не озвучивают этот аспект публично). Сейчас происходит катастрофическое падение ценности денег по отношению к психологической стоимости труда, поскольку люди пытаются любыми способами скомпенсировать трудозатраты со всё падающим соотношением доминантность/финресурсы. Эту проблему можно было бы решить диверсификацией доминантных сфер в социуме в радикально разные области, но это практически невозможно при нынешней скорости локомотива цивилизации - дисперсия постоянно уменьшается и ситуация становится всё хуже.
Так можно ли купить счастье за деньги? За деньги можно купить лишь место в доминантном ранге социума. Многие воспринимают счастье как функцию от социального статуса - для них иллюзия влияния финансовой составляющей на счастье будет очень яркой, но рентабельность решения этой задачи в жизни будет очень низкой. Одним их побочных эффектов такого выбора является синдром "время - деньги", который ставит время жизни на более низкую ступень иерархии в приоритетах, нежели абстрактную ресурсную величину. На самом деле время человеческой жизни не имеет никакой конкретной стоимости - оно бесценно для личности и практически ничего не стОит для общества; стремление же отдать свою жизнь социуму на товарно-денежный аутсорсинг - крайне невыгодный способ ощутить себя счастливым. :)

Взято отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий откроется после проверки и подтверждения.
Благодарю за понимание необходимости проверки!