Начиналось все ужасно просто. Луи Арагон объявил Фотографию рожденной и мир внезапно охватила неодолимая страсть к фотографированию. Из увлечения, страсти и технологий, мало помалу, образовался особенный народ с сомнительным визуальным прошлым. Дело давнее...
Фотолюбительство начиналось с ремесла, но вскоре появились и попытки овладеть искусством фотографии. Среди нынешних фотолюбителей можно видеть и действительно увлеченных, и праздношатающуюся публику. Из любителей вырастают профессионалы. Там же делали первые шаги художники. Некоторые достигли величины классиков. Но от любительства вокруг других искусств фотолюбители отличатся абсолютной анархией и мятежным сопротивлением наследию. Этот народ все же накопил в недоступных чащах человеческих непреходящие ценности: классическую фотографию и уникальный фотографический метод... О существовании последнего фотолюбители, в простодушной непросвещенности своей, не имеют ни малейшего понятия. Как и Тартюф из одноименной пьесы Мольера. Он был несказанно удивлен, когда узнал, что всю жизнь говорил прозой.
И не удивительно... Фотолюбительство и ранее, и поныне ближе к промыслу, чем к профессиональному творчеству. В фотолюбительстве нет системы профессионального просвещения. На западе кое-что сделано. А пройдет еще какое-нибудь тысячелетие проб и ошибок, они доведут-таки фотографию к уровню просвещения в живописи. Можно даже не сомневаться, что так будет. Известно ведь, что если газон ежедневно стричь триста лет подряд, то...
Пока же, в сокровенном фотографии, в ее теории много разночтений и неопределенности. Классика разбавлена именами второго, третьего и прочих планов. Мастерства накоплено много, но передается оно по большей части изустно и бессистемно. Что же касается святая святых, фотографического метода, идеологии художественного... Приличных слов не найти, чтобы передать глубину презрения фотолюбительства к духовной практике. Так что фотографический народ обходится без института просвещения, а в рунете это происходит еще и вынужденно. Поскольку без просвещения опыт ветшает и разрушается, его функции давно взяли на себя суророгаты. Главные среди них - инструкции и руководства к аппаратам и прочим инструментам. Есть и книжки для начинающих. Одни для чтения без напряжения, другие про правильности... Пустяки, одним словом, анархия... Такое вот просвещение в фотолюбительстве. Если бы не традиции и опыт западной фотографии (далеко не то, что нам переводят...), да тысячелетний опыт изобразительной культуры, копошилось бы фотолюбительство в обскуро-наскальной дремучести... И вот еще, там критика и искусствоведение такие же любительские... Правда, фотолюбителям это неизвестно. Да, им и так хорошо.
Среда обитания фотолюбителей переместилась в интернет. Появились зачатки языка. Он смешан из междометий, матерков, программистского сленга, школьного «непонимэ» и олбанского суржика. Но если кто-то сомневается, что фотолюбители не совсем такие же люди как все, то они ошибаются. Этот народ проживает две жизни одновременно в двух различных средах обитания. Как все прочие люди, они живут с семьями, магазинами и начальниками по работе. Но еще у каждого их них есть вторая жизнь, фотолюбителя рунета.
В фотолюбительстве, как в приличной туссовке вокруг искусств, есть и критики. В идеале, они исследует произведения и соотносят их с мировыми достижениями визуальной культуры. Вот только не нужно их путать с теми, что с апломбом публикуется на отумизме, языке составленном из иностранным слов и научных терминов. Их фотолюбительство особенно уважает за шаманство, жаль, что без бубна и танцев. Говорят они для фотолюбителей непонятно, а это исстари старухи почитали как признак ума. Но при надобности отбрить собеседника, любой может выковырять у них подходящего размера цитату.
Настоящей критике не легко пробиться к разуму нетерпимого к многословию фотографа. Если только в двух словах... Вот Гоголь умел. Как-то по просьбе своего издателя написал емкую рецензию: «Сия книжка написана, стало быть, где-то сидит и читатель ея». Лучше про большинство любительских фотографий и не скажешь...
Современная критика с трудом просачивается сквозь фотолюбительские «фильтры базара». Фотолюбитель и сам «во всех науках знает толк». Это генетическое. Даже Бодлер, ничего не смысля в фотографии, а высказался на ее счет... Впрочем, великий поэт, с фотографией мог и промахнуться.
Фотолюбитель хотя и не любит критику, но нуждается в ней. Семейное дело... Профессиональных критиков с царем в голове на весь рунет — раз, два и обчелся. Зритель, как обычно, молчун. Откуда же фотолюбителю услышать отзыв о своем творчестве? Вот здесь-то фотолюбители и придумали свою доморощенную... «Комменты» фотолюбители простодушно считают критикой. Содержание среднестатистических комментариев фотолюбительства преисполнены лирикой подворотен и поэтикой жаргона. Смысловое наполнение обычно сводятся к домохозяечным «хорошо» и «плохо». Неучи и примитивы тоже не пропустят того, чтобы «чото» брякнуть «поумняку». Ремесленники держатся особняком и требуют технических улучшений авторского произведения...
Но это не все,«комментами» на фотолюбительских сайтах одни авторы горячечно бьют по другим «на поражение». И не нужно удивляться! В фотолюбительстве даже новорожденный фотолюбитель, имеет ничем не ограниченное право бить автора за то, что тот не потрафил его вкусу. За что же автора казнят, можете спросить? Да за его же собственное произведение!
Это наследственное... Эмбрион фотолюбительства рунета возник задолго до интернета, еще когда народ только оплодотворили советской властью. Ребенка выплеснули потом с водой в новый век. В окружении враждебной реальности дитя так и выросло замкнутым. Не знаю, болеют ли социумы таким, но очень похоже на аутизм. Конечно, дети не родятся с печатью фотолюбитель на темечке. Вдали от фотоаппарата, в детстве и отрочестве они спокойно себе набирают вес и культуру окружения. В наших краях, несмотря на недавние исторические идеалы, не изжито еще эстетическое наследие классических искусств. Даже в фотолюбительстве классику уважают..., во всяком случае, большинство поддакивает на этот счет друг другу. Хотя многие не вполне понимают важности наследования опыта, связи нового и старого... Просто не знают почти ничего из фотографической жизни, что была в этом месте каких-нибудь полвека тому назад. Не мало в фотолюбительстве и тех, кто так и не смог осилить глыбу мирового классического наследия. Конечно, картинки смотрят почти все. Вразнобой, что попадет на глаза, но смотрят. Но «новаторы» в фотолюбительстве ясно показывают своими фотографиями, что классическое наследие значит для них не более, чем вышивка крестиком для капитанов дальнего плавания. Не со всеми фотолюбителями такое случается, конечно, но нас интересуют тенденции этого народа.
Опыт в фотолюбительстве передается о случаю и, преимущественно, ремесло. Музеев нет. Профессиональных исследований и архивов нет. Фотолюбители восхищается произведениями коллег, даже не предполагая, что их аналоги уже были в прошлом, нередко даже в недавнем. Изобретателей велосипедов в фотолюбительстве тыщи! А ведь правда в том, что классика, в свое время, каждым новым творением открывала новую страницу в изобразительном. Бури бушевали вокруг классических произведений. Обыватели туссовки захлебывались проклятиями на эти произведения. Далеко и ходить не нужно за примерами. На картины Ренуара плевали в Париже завсегдатаи выставок. Огюста Ренуара, умиротворяющего дивной красотой зрителей нашего времени, публика не принимала. Еще больше досталось от ханжей и примитивов фотографу Джоэлю-Питеру Виткину. Но это только отдельные примеры. Список можно и продолжить... Публика всегда нетерпима к нестандартным взглядам на красоту. Обыватель бежит от страстей, которые грозят разбить скорлупу душевного упокоения. В фотолюбительстве, где, кажется, должны искать новые объекты страстей и накала чувств, но ханжей и жаждущих мещанской безмятежности будет поболее, чем в других местах.
Есть старый проверенный способ, которым ханжи и невежды становятся во главе культуры. Они сокрушают историческое наследие и громогласно объявляют новую культуру! Пролеткульт, одним словом.
Фотолюбители рунета — все, как один, наследники могильщиков буржуазии. Так нам повезло. Но теперь вместо справки о пролетарском происхождении в кармане лежит диплом инженера! И какой-нибудь праправнук уже не дышит с презрением на интеллигенцию чесноком и перегаром... Он давно считает себя той стороной! А как же! С телевизором вырос, полон сил подымать ВВП, но готов, как и прежде, сражаться с любой чуждой культурой... Все и делов-то, что чуждые теперь другие.
Впрочем, какие из фотолюбителей пролетарии! Но многие наследники так и не решаются в мыслях своих переступать те границы, которые не переступали в жизни их пролетарские предки. А уж как жив пролеткульт в комментаторстве!
Левой! Левой! - пробегают в головах фотолюбителей исторические импульсы. Они желают управлять и указывать! Всем и на все!
Встречаются еще голоса, которые мягко, очень мягко, даже очень-очень мягко и толерантно «подают голос» в защиту права автора выражаться по-своему... Но в народе фотолюбительском на каждого гуманиста найдется этакий шпынт... Если хотите иначе, то назовем его «членом коллектива». Но правильнее бы называть его шпынтом. Это типический «свой». Явился в фотолюбительство из ничего и ниоткуда. По правилам зарегистрировался на сайте. С первых шагов со всеми согласен! На сайте он скрывается под ником. А то, как же! Этаким инкогнито он безнаказанно бросит камень в любого... А случится царь (админ) очнется, то и сбежит... И снова с чистой биографией в новый сайт под новым ником... Стада гиеноподобных инкогнито скрываются в джунглях фотолюбительских...
В предыдущие исторические периоды народ основательно вычистили от интеллигенции и аристократии. «Партия наш рулевой» шлепала по трафарету «нового человека». Типичному дипломированному инженеру положен был типичный вкус. Слова партии утрамбовывали в его сознание родители, очень средняя школа и прочие совслужащие, пролетариями и колхозное крестьянство.
Нынче, конечно, уже все не так. Далеко не каждый теперь запросто плюнет в другого каждого, чтобы пресечь некультурное поведение. Сегодня не штык молодец, а слово. Каждый нынче вымажет любого любой из своих правд! Демократия! Власть большинства!
Но будем справедливы, не каждый фотолюбитель поддакивает большинству. Некоторые преодолевают стадное чувство принадлежности к большинству.
Средневзвешенный гражданин вступает в ряды фотолюбителей, как правило, с технократическим мировоззрением. Некоторые осознают однобокость и со временем подкапливаются гуманитарным. Но у большинства потребность такая не возникает. Картинки, конечно, рассматривать они любят. А философию, увольте... Многим кажется, что диплом инженера сам по себе является достаточным извинением за серость в гуманитарной области. Типичного потомка пролетариев, как не учили, так и не учат еще ни ни этике, ни эстетике, ни художественной культуре. Чтение худлитературы по случайному выбору представляется многим достаточным компенсатором художественного невежества. У среднего комментатора и вины как бы нет в этаком своем естестве. Он уверен, что это «они» должны бы беспокоиться о его разуме, а он здесь не причем! А - то! Даже японские фирмы специальных художественных фотоаппаратов не производят, что же с фотолюбителя спрашивать. А-то народ ознакомился бы с инструкцией и все было бы путем.
Не секрет, что начальное образование в фотографии народ получает из руководств к фотоаппаратам. Не все. Но в среднем. Однако больше всего фотолюбитель учится на форумах интернета. Черпают знания прямо из того, что подвернется. А завтра уже и они передадут новоиспеченным собратьям тоже самое. Так было в средневековых цехах. Знания передавали из уст в уста, от мастера к подмастерью, от подмастерья к ученику. Из года в год неизменное одно и тоже...
Фотолюбительство массово уверено, что собственного здравого смысла должно хватить на все художества. А уж у кто закончил высшее, тому и вовсе через край.... Но откуда технократам знать, что здравый смысл ни что иное, как форма обыденного сознания. Для простых поясняю, что здравый смысл - это примитивная форма мышления. Примерно вот такой глубины: «если молоток, то по гвоздю».
Откровенно говоря, философия, эстетика, фотографический метод, художественное... среднестатистическому фотолюбителю, что мертвому припарка. И вообще, философ, пусть даже и гений, если у него нет фоток с проходным рейтингом, заработанным на этом сайте, фотолюбителю что пустое место. А попадется статья, пусть и хваленная, но размером больше страницы и если она не о «железе» или о «стекле», конечно, то средний фотолюбитель ее не осилит. Может. Но не станет. «Много букав» - сплевывают по такому поводу фотолюбители мимо плевательниц.
Те, кто интересовался историей фотолюбительства в СССР, знает, что коллективные обсуждения фотографий начинались на собраниях рабкоров советских многотиражек. Тогда партия большевиков создавала армию пропагандистов и агитаторов. Ликбез, пролетарская культура, коллективное творчество, критика коллектива... Незаменимых нет, настаивали большевики. Это было время общественных покаяний, самокритики, отчетов и коллективного творчества... Пытались одно время даже выбирать собранием трудового коллектива дирижеров оркестров, режиссеров театров, давали задания художникам на энное число талантливых работ... Смешно.... Но десятилетиями позже, в горбачевскую перестройку, теми, же демократическими методами снова выбирали руководителей творческих коллективов. Толпой легче управлять, чем личностями. И безликие в толпе ощущают себя творческой силой. В фотолюбительском народе директивной демократии сверху нет. Но душок коллективистского принуждения к тому, чтобы «быть как все», остался. Забавно, что и среди новаторов немало голосов, что требуют от коллег отказа от собственного видения.
В фотолюбительстве так сложилось, что критики те же авторы и есть. Понятно, что не каждый автор достигает в фотографии высот художественной выразительности. Новость, конечно, не ахти какая. Не достигающих во всяком искусстве намного больше, чем тех, которые достигают. Но оценивают на равных все, и мастера, и середняки, и даже примитивы. В итоге, средне серое большинство стрижет самобытных на свой средне серый вкус.
Критики от бога уходят из демократической тусовки фотолюбительства.
Культура фотографических сайтов достигла стабильного застоя. Администрация сайтов и участники притерпелись к цинизму и хамству. В большинстве отступление перед напором пошлости принимают за толерантность. «Народ безмолвствует». Все угрюмо таятся, как бы и им чего гадкого не сказали. Мы видим, как сникают некогда активные сайты от засилья серости. Демократия и самоуправление способствует тому, что управление сообществами (модераторий) постепенно приобретает нечувствительную толстокожесть ко всякому непотребству. По естественным причинам средних всегда и везде больше. Но в демократии же управляет большинство! Вот средние и правят бал...
В культуре критическая мысль - явление отдельное от предметного производства. Произведение критика — текст. Аристотель ставил критика выше художника. Можно и поспорить с классиком. Но все же знать, как строить мост, и, собственно, строить мост, разные умения. Критик фотографии может фотографией никогда и не заниматься. Они еще есть, но в фотолюбительство ни ногой. Кажется, я даже видел одного на сайте ХЭ в былые времена. Но и он иссяк...
Справедливо ли упрекать автора допущенными ошибками? Или учить? Вполне....Но! Если автор того желает. Но если и желает, то, можете не сомневаться, ему не нужна критика любого и всякого.
Советы давать - суть делиться мастерством. Только скажите на милость, кто бы осмелился давать советы Толстому, Твену, Ньютону, Судеку? Однако среди фотолюбительских комментаторов немало найдется таких, что поучили бы их не задумываясь. Делались жестокие опыты. Выставлялись известные, но не среди фотолюбителей этого сайта, произведения и те их кромсали с нещадным высокомерием плебеев. Остановить толпу невозможно. Да и обознаны они в кучах всякого фактья. Многие слышали про такое, что классикам, в свое время, и не снилось. В век свободной информации всякий знает обо всем понемногу. Полувежество, нахватанность по верхам, непонимания необходимости системных знаний ведут к оскуднению духа... Они и того не понимают, что искусство не создается на добрых советах. И искусства не бывает наполовину.
Фотолюбители сторонятся полемики, берегут ранимую натуру. Не судите, да не судимы будете. Мудро. Но в модели толерантного поведения есть и убогая сторона. Нередко, интересных мыслителей одергивают за их остро эмоциональные, но вполне вежливые высказывания. А вот хамство при этом остается без последствий. Обывателя пугают эмоциональные выступления. Он так запуган мерзостью пошляков, что одергивает всех эмоциональных авторов. Мещанское стремление к покою. Общество толерантно к купеческому навалу на культуру и нетерпимо к позитивным нарушителям покоя.
Не в этом ли причина того, что в любительской фотографии идеалы красоты выглядят несколько странно, если судить по потоку фотографий на сайтах?
Во всем мире в сообществах сосуществуют различные взгляды на красоту. Высокие классические образцы уживаются с местными пропорциями красоты и вкусами местной моды, с представлениями о красоте окраин, с «красотой» китча и даже с красивеньким из недо красоты мещанства... В обыденном сознании, если не заниматься самосовершенствованием при отсутствии профессионального гуманитарного обучения, красота останавливается в развитии на стадии красивенького. В качестве примера хороши символы бытовой красоты начала-средины прошлого века со слониками на комоде, геранью в окне, открытками с кошечками и поговорками «Жду ответа, как соловей лета...» Сегодня они стали историческими памятниками эстетики и привлекательны поэтому.
Но их современные аналоги живы в обыденном и мы наблюдаем их массовое явление в фотолюбительстве. Группа любителей, которые не могут «ждать милости от природы», не желают тратить время на совершенствование и обучение заявляют себя этакими провайдерами «современного «искусства». Если отбросить красивенькие обертки слов, они обыкновенные идейные наследники герани в ультрамодерновых кривляках.... Пошлая новизна так и остается пошлостью.
Что начинающему автору необходимо? Системное гуманитарное самообразование и освоение мастерства. Необходима практика, чтобы набить руку, отточить глазомер, усвоить метод. И общение с толковыми людьми... Дело обыкновенное для начала пути. Так учат в толковых творческих ВУЗах. Об этом пишут в старых книжках.
Раз уж так случилось, что системы просвещения в фотографии нет, можно бы и самостоятельно обратиться к классике. В живописи, например, копирование классических образцов - часть учебного процесса. Этой практике тысячи лет...
Но фотолюбители готовы к выставке с первого кадра. Они не понимают и того, что их подсознании уже хранит тысячи штампов из ранее смотренных картинок. Эти навеянные извне образы застряли в их памяти и естественно кажутся своими. Кроме того, в конструкцию и функционал фотоаппаратов вложен опыт мастеров фотографии. И то, что, фотолюбитель делает, как ему кажется, впервые, в подавляющем большинстве уже было повторено миллионами фотолюбителей и не однажды.
Фотолюбитель же публикует на сайте первые наброски как свои. Он требуют внимания, искренне полагая, что это его персональные достижения.
Из года в год, да что там годы, из века в век новички воспроизводят чужие изобразительные идеи. И это естественно, до тех пор, пока они не выдают их за свои. Главную цену новаторства определяет время. Промежуточную — критика. Зритель голосует за цену выставленных произведений ногами.
Говорить об авторском праве в фотолюбительстве, что воду из моря вычерпывать. Этика растворилась в обычае. Все начинающие дерут у коллег стили, приемы, находки, идеи... Хорошо бы у классиков... Моцарт, к примеру, откровенно заимствовал и говорил, «Все, что до меня, мое!» Брали бы у мастеров, учились... Но, нет же, списывают друг у друга примитивную чепуху. Фотолюбительский интернет завален замусоленными от частого употребления заимствованиями. В замкнутой фотолюбительской среде от безысходности невежества возникла даже традиция. Однажды литератор подметил подобное явление. Наблюдая беспросветную нужду, царящую в местечке, он поинтересовался у местного жителя: «Как вы выживаете, на чем зарабатываете?» «Друг на друге»,- услышал в ответ.
Фотолюбитель за долгие годы так и не пришел к пониманию того, что одним только изменением предметного набора (другая модель, другая поза, другая улица, другой город...) оригинальности не достичь. Сюжет, стиль, даже идея, если они были заимствованными, так и останутся бывшими в употреблении. Да, это произведение может существовать, но вторичность будет его отличительным признаком.
Для человека характерно, что образ, ранее замеченного явления, как убедительно красивое или самобытное будет потом снова и снова, при возникновении подобного образа во внешней среде, притягивать к себе внимание. Подсознание отмечает стимулом и подогревает приятными эмоциями все знакомые вариации образов , хранящихся в памяти. Радовался этим раньше? Смотри, вон, снова такое же приятное, возьми его, быстрее, не упусти... Действительно новое и самобытное - результат безжалостного критического отношения к собственным порывам снимать. Это непрерывная противостояние собственному консерватизму. Дело даже не в соблюдение прав. Поступим по-моцартовски.... Но оригинальность - условие искусства!
Непрошенные советы комментаторов — та же попытка любителя прищучить коллегу под свой уровень вкуса и взглядов. Обычная технология... Метод бильдредактуры прошлого века. Бильдредактор всегда стоял над репортером. Они же и воспитывали начинающих фотографов «в свете идей», поощряли освоение профессиональных навыков, приспосабливали фотографа к потребностям редакции. Они были безымянны. Им им было СССР. Машина производила иллюстраторов нового мира, «пропагандистов и агитаторов». Отношение к фотографии как к иллюстрации события глубоко укоренилась в фотолюбительскую культуру с тех еще времен. Это явление начиналось с провинциального «глянца». Но и сегодня художественные музеи и галереи продолжают эту советскую тенденцию пропагандиста и агитатора, пытаясь превратить фотографию в иллюстратора эпохи. Пролеткульт, пропагандистские мировые войны вбили множество правил в изобразительную культуру, внедрили псевдоэстетические идеи в общество. Но и те, кто миновал исторической участи гомо советикус, все еще находятся под влиянием той культуры.
(Заметим, что бильдредактор бильдредактору рознь. Хельмут Ньютон с благодарностью вспоминал бильдредакторов Vogu. По-видимому, издатель имел незаурядный вкус, раз подбирал выдающихся редакторов.... Желание создавать лучшее, вынуждало владельцев привлекать к своему делу незаурядных личностей. У нас же... Бизнес все еще не освободился от застойной идеи о том, что незаменимых нет. Не умеют видеть? Впрочем, и выбор, наверное, не велик)
Если отбросить ученическую, дилетантскую и прочую чепуху, интересно, что же фотолюбители советуют друг другу? По существу, они отсылают автора к тем «...измам», нормам и правилам, которых набита их голова.
Фотолюбители, в общем-то, просто хорошие ребята. Но всякий человек, в любом возрасте при любом объеме опыта имеет обо всем свое мнение. Это известный и, нередко, необходимый недостаток человечества.
За долгие годы взаимного пережевывания одного и того же фотолюбители создали замкнутую систему как бы развития. В кругообороте вещей и мнений фотолюбительства царят согласие с примитивом и невежеством, коллективная безответственность за будущее фотографии. Может быть, даже писать о «будущем фотографии» в контексте фотолюбительства неуместно. Разве выставки фотографий фотолюбителей сегодня вызывают ажиотаж у публики? После помпезного открытия, куда обычно ходят одни и те же лица, редкий прохожий долетит до середины экспозиции.
Какая-то планетарная обреченность вращения по одной и той же орбите. Фотолюбители сами производят произведения и сами же, преимущественно, их и потребляют! А уж на фотосайтах и вовсе не преимущественно, но абсолютно!
Что происходит на фотосайтах? В рай ведь пускают не каждого желающего. В интернете во всякое сообщество без особенной волокиты войти может всякий. Там вече. Полное примитивное равенство. Нет разделения на бывалых и новичков, на погруженных и развлекающихся, на мастеров и учеников.... Все в куче. Постное и скоромное в перемешку... Белый шум. Суета сует.
Проблема разумного и справедливого разделения потоков авторов с разными интересами в фотографии, различающихся уровней опыта и мастерства давно созрела, но пока остается вот так, как есть, равенство по-пролеткультовски. Бродят по сайтам случайные прохожие с фотоаппаратами. Шатаются по дискуссиям тролли. Ученики требуют уроков. Практики ищут решения своих проблем. Развлекающиеся развлекаются... Интересы у них разные. Есть и общий, конечно, иначе не сошлись бы. Не понимают только того, что для объединения под общим интересом, следует разъединиться для достижения групповых целей.
Что представляет собой сегодня фотографическая культура рунета? Огромную песочницу. Размером с интернет. Младая поросль печет там куличики. Старшее поколение добродушно поглядывает на резвящуюся молодежь. Смотрят картинки. Читают и книжки, если попадаются толковые, конечно... Но, как уже говорилось, теории для фотолюбителей дело пустое. Они теории, если и не презирают, то уж серьезно к ним точно не относятся.
Ученые полагают, что нет ничего практичнее хорошей теории. Любители не возражают. Но полагают, что это не про них. Фотолюбители интенсивно «трясут пальму». Их представление о просвещении - это накопление ремесленных навыков. Любители полагают, что ремесло и функционал инструмента, главное и единственное условие художественной выразительности. Стоит ли удивляться средне серому уровню фотолюбителей и бешенному нраву новаторов, которые чувствуют, что так дальше жить нельзя, но не знают как нужно? Показательно, что имена классиков искусства фотографии по большей части родом не из этой части планеты. Конечно, патриотизма любителей довольно, чтобы объять необъятное. Некоторых послушать, так классиков больше из здешних. Но... вот только фотографический мир игнорирует местный квасной патриотизм .
Такие, вот, сайты... и такие фотолюбители.
Авторы нуждаются в зрителе. Но фотолюбителям негде показывать свои произведения кроме как на фотосайтах. Скудость выставочных площадей на единицу жителей потрясает в сравнении с внешним миром. А тем временем фотосайты рунета чахнут под напором новичков и дилетантов. Даже на продвинутых сайтах зрелым авторам тесно в толчее посредственностей, учеников и развлекающихся. Терпят. Пытаются показаться в других мирах. Это дорого. И там своя мода, свои доминанты, свои тенденции... Автора никто не принуждает к рунету. Сам видит, на что идет... Уходят в самое себя. Некоторые успокаиваются ячейкой «своих» ребят на сайте. А уж кто допускает ширпотребовский подход к своим произведениям и к себе, значит, это и есть его мир... Сообщества заболачиваются опричниной, вече, невежеством...
Кесарю кесарево...
Тем не менее поголовье на сайтах сохраняется. Женщины же рожают... Фотоаппараты производят. Фотолюбителей прибывает. Новенькие с чистым сердцем приходят на сайты и... тем немедленно разбавляют естественным невежеством первоклашек, чуть было сгустившуюся, концентрацию эстетического. Так из года в год масса нарождающихся фотолюбителей осаживает движение вверх зрелых. Статистика безжалостно усредняет личность высокой удельной массой среднесерого окружения...
Напомню, «верх» там, где в недоступности сияют классики. Тем, кто прибавил мастерства и готов бы ступить на следующую ступень, не достает просвещенной среды, на которую можно было бы опереться. Вырастают ли гении в среде беспросветного невежества?
Не все ощущают замедление развития.
Все это - неизбежные следствия массовки. Равноправие дилетантов и мастеров, обезличивание авторов, превращение их в толпу, система псевлонимов, ведущая к безответственности, примитивная критика непросвещенных превращают среду в болото. Ключи чистых помыслов еще бьют, но движения нет, лишнее просто испаряется...
Справедливость в художественном процессе тождественна этике. Художественные решения не могут представляться одинаково интересными, глубокими и выразительными дилетантам и просвещенным, ученикам и мастерам. В художественном творчестве, будь то ремесло или искусство, для достижения высот нужна концентрации единоличной воли, необходим диктат. Автор, галерейщик, куратор, промоутер...всякий в художественном процессе продвижения произведений к зрителям в своей части должен быть беспрекословным повелителем. В искусстве правит автор. Духовное напряжение художника, а не советчиков и критиков, делает произведение уникальным. Но сегодня в фотолюбительстве пролеткульт. Демократия на сайтах навязывает вкус большинства. В общем шуме не слышны редкие голоса мастеров.
Но речь не о том, что все плохо. Застарелые прыщи на теле сообщества нужно лечить. Смазывать йодом, чтобы пекло...
Вопрос и в том еще, что фотолюбительство возится на лужайке, которая расположена довольно далеко места, с которого начинается путь к искусству. Клянутся в верности Аполлону, конечно, все.... Но большинство предпочитает ремесло и отчасти то, на что сегодня навешивают ценник «современное «искусство». Клянутся в стремлении к искусству, но показывают совсем иное.... Не умеют? Конечно... Но еще и потому, что не понимают различий. А делать жуть как хочется! Любой балбес может назначить искусством что угодно. Другие балбесы дружно назначат этому «что угодно» высший рейтинг и чепуха станет триумфатором. У любительского народа свой приходы, свои проповеди и своя правда... При этом на сайтах любой видит милых начитанных совестливых вполне пристойных людей...
Почему?
Да потому, что чувственные измерительные приборы души этих милых любителей настроены не по-судековски, не по-мэплторпски, не по-ньютоновски, не по-брессоновски, не по... Все это неугасающее эхо рационального пролеткульта. Линию партии в искусство фотографии в свое время проводили Дыко, Вартанов, они воспитали других. Эти другие сейчас преподают и продолжают пролеткульт... Нигде в мире нет шедевров созданных по правилам или законам композиции, нет норм делания искусства! Только в рунете...
Наш «паровоз вперед летит», полагают фотолюбители. Фотографий все больше, изыски все вычурнее.... Это видения успехов глазами хорошо распропагандированного народа.
Фотолюбители столпились на перроне местного полустанка высоко вытягивают на руках свои произведения как иконы своей веры и с восхищением провожают взглядом пролетающий мимо на полном ходу поезд с мелькающей в окнах какой-то жизнью. Они захлебываются восторгами квасного патриотизма, тянут фотографии ему в след, авось заметят, что и мы тоже!... Радуются, не понимая, что поезд давно ушел и они давно уже смотрят пролетевшей в огнях кипучей жизни их культуре в заднюю часть...
Это нужно осознать.
Текст и фото: Александр Фельдман
Другие статьи автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваш комментарий откроется после проверки и подтверждения.
Благодарю за понимание необходимости проверки!