понедельник, 2 марта 2015 г.

Как залудить неолуддизм

В качестве эпиграфа ­– старый анекдот:
- Правда ли, что Карл Маркс был учёным-экономистом?
- Нет, экономистом был, а учёным – нет.
- ?
- Потому что настоящие учёные сначала всё на собачках проверяют.

Луддиты обнаружили, что технический прогресс приводит к экономическому кризису и нищете – и отправились ломать машины, чтобы вернуть свой оплачиваемый малоэффективный труд.

Прошло время. Технический прогресс много ещё чего натворил, прежнюю продукцию теперь запросто делает меньшее количество людей. Например, одна только Белгородская область даёт сейчас больше курятины, чем вся РСФСР в советские времена.

Меры неолуддизма нашего времени.

1. Уничтожение готовой продукции для сохранения уровня цен.
Читал об этом в прессе: проклятые империалисты молоко в реки выливают, чтоб сохранить уровень цен. Сам не видел.

2. Плата за НЕпроизводство.
Это наблюдал при поездке в Нидерланды в 1977-м. На определенной площади угодий фермер может держать не более установленного (по этой площади) поголовья скота. А если он держит меньше возможного, то государство даёт ему за это дотацию.

3. Закрытие дешёвого производства.
В этом случае можно вместо своего дешёвого производства завозить и продавать более дорогой аналог. Пример: закрытие производств отечественных антибиотиков.

4. Введение поднимающих цену пошлин.
Это я наблюдал в Германии. Сельхозпродукты совхозов ГДР были существенно дешевле по себестоимости фермерских продуктов ФРГ, при слиянии Германии восточные немцы уже радостно потирали ручки, рассчитывая на большой немецкий рынок. Ан нет! при перевозе сельхозпродуктов на территорию Западной Германии были установлены уравнивающие цены пошлины. Разница ушла в пользу государства.

5. Снижение эффективности производства.
Вместо высокоэффективной дорогой техники используют дешёвую малоэффективную, чем уменьшают продукцию и увеличивают штат занятых. Это даже в организации, где я работаю, есть.
Снижение можно проводить не только за счет применения менее эффективной техники, но и за счет менее эффективных специалистов. Например: закрытие техникумов и училищ, выпускавших профессионалов.

6. Отказ от применения новых изобретений.
Кладут под сукно новые, более эффективные разработки и патенты. Если выпускать бритвенные лезвия, которые не тупятся – объём продаж будет падать.
Лет 15 назад я ездил в составе приглашённой группы в инновационное агентство в Потсдам. (У В.А. Гиляровского это называлось надеждой «купить на грош пятаков» – немцы думали найти у нас по дешёвке что-нибудь эдакое.) Вот я освободился от своего, уже разочаровавшегося во мне, немца и пересел к столу, где заместитель мэра нашего наукограда пытался своего немца очаровать. Вот, у нас есть рентгеновский аппарат с разработанной программой: никакой фотоплёнки, изображение сразу компьютерное, готовое к пересылке, к математической обработке... Нет, говорит немец, мы не можем конкурировать с производителями медоборудования. В разговор встреваю я: и не надо конкурировать: вы им же и предложите! Нет, у них склады забиты, им надо сначала старое сбыть. Говорю: а вы им предложите доукомплектовать старое оборудование, чтобы оно могло работать в двух вариантах. Хм, ну, может быть, мы подумаем... Тогда я с сарказмом (как мне казалось) говорю: если бы колесо ещё не изобрели, и вам бы кто-то предложил колёсный транспорт вместо волокуш – вы бы взяли? Немец даже удивился и говорит: конечно – нет! это же всю инфраструктуру переделывать, дороги, мастерские по ремонту...

7. Отвлечение от производственного процесса.
Отвлечение выплатой социальных пособий успешно работает в Штатах: малолетняя мать-одиночка получает бесплатное жильё и пособие. В результате есть «нерабочие династии» - по три поколения неработающих матерей-одиночек.

8. Увеличение времени отвлечения.
Под этим я понимаю продление срока отроческого и юношеского обучения. У нас сейчас по западному образцу удлинение обучения в школах, удлинение срока обучения в вузах (6 лет вместо 5), удлинение срока аспирантуры (4 года вместо 3), при этом превращение аспирантуры из послевузовской подготовки экспертов в общую ступень студенческого обучения.

9. Перевод на косвенное участие.
Представьте, что рабочие муравьи муравейника перешли с волокуш на тачки – теперь весь муравейник обслуживают на прежнем и даже лучшем уровне 10% рабочих муравьёв. А остальные 90% разбиваются на две группы: 80% оставшихся – учётчики, социологи, юристы, страховщики, охрана труда, экономисты и т.п. – и 10% политиков-руководителей, которые занимаются кадровыми перестановками упомянутых учётчиков, юристов-законотворцев, кладовщиков, держателей ключей складов и т.п. Там есть свои партии кладовщиков, антикоррупционеров и т.п. Все эти социальные битвы 80+10% происходят в слое над работягами. Новые муравьи, вырастая из личинок, предпочитают идти в менеджеры, а не в рабочие.
Ну, люди – это такой же муравейник. Рост числа чиновников неизбежен.

10. Перевод на непродуктивные процессы.
Создание рабочих мест для продукции, которая непродуктивна, например: боеприпасы, техника разрушения и т.п. В прессе, например: http://www.gazeta.ru/politics/2014/10/28_a_6280233.shtml «Пентагон заявил, что ежедневная стоимость операции против «Исламского государства» составляет $8,3 млн». В переводе на нормальный язык это означает, что созданы рабочие места, выплачиваются зарплаты и налоги на указанную сумму. Все бомбардировки Ирака, Ливии, Белграда – это совмещение военных учений и борьбы за здоровую экономику. Здесь важно: 1) чтобы война тянулась подольше, а не выигрывалась, 2) была не прямо объявленной, а помощью кому-то. Примеры: не менее 3 лет корейской войны; не менее 19 лет вьетнамской войны. Процесс войн поддерживал развитие экономики для помогающих сторон (КНР, СССР, США), окончание войн дало выигрыш только жителям самих стран-полигонов.

11. Уменьшение численности населения.
В начале 00-х я был на докладе тогдашнего Министра здравоохранения Ю.Л. Шевченко, который сказал, что хочет основную массу средств в медицине направить не на лечение больных, а на профилактику заболеваний у молодых и здоровых. Сказано это было вежливее, но суть не меняет. Обилие немощных и нездоровых особей в муравейнике выгодно лишь в том случае, если они являются активными покупателями товаров. Примерно в те же годы термины «медицина и лечение» заменились на «медицинские услуги». Лечение = то, что необходимо всем болеющим. Медицинские услуги = товар. Затраты на бесплатное лечение и на установление субсидированных квот на операции и услуги требуют расходов. В Москве сейчас закрывают, кажется, 28 медицинских учреждений, а ФАНО закрывает медицинские учреждения РАН на территории страны. Основная идея: чем меньше остаётся больных, тем лучше. «С тех пор, как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком» (НВГ).

Заключение.

Я не экономист. И даже не любитель этого дела. Просто у меня сложились свои впечатления наблюдателя.

1. Исторические процессы имеют выраженные тренды и необратимы. Млекопитающие не станут превращаться обратно в ящеров. Технический транспорт не заменят на гужевой. Стало быть – не имеет смысла сопротивляться прогрессу, каким бы противным он ни был, надо встраиваться в него.

2. На уровне стран выигрывают Швеция, Норвегия – очень высокие цены, очень высокие зарплаты, очень высокие налоги, высокие пособия – вместе это даёт возможность выводить из производства на пособия значительную часть населения.

3. Интересен Китай со своим практикуемым на экспорт противоположным подходом: обильная поставка любых товаров по относительно низким ценам. Эта стратегия имеет свои плюсы: в нашем городке с 20 тысячами населения уже открылись курсы китайского языка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий откроется после проверки и подтверждения.
Благодарю за понимание необходимости проверки!